Вопросы воспитания и дрессировки волновали человека всегда. Даже в наше время, когда мы вооружены психоанализом и другими теориями, помогающими ориентироваться в жизни, в отношении собак мы едва ли продвинулись дальше и глубже наших предков. В подтверждение предлагается отрывок из книги "Дрессировка полицейских собак", выпущенной в 1910 году в Санкт-Петербурге под редакцией директора германской полиции Роберта Герсбаха. И пусть приведенный отрывок изобилует психологизмом, неважным стилем и по некоторым положениям спорен, однако общий подход отражает стремление людей к гибкому и мягкому подходу в воспитании и дрессуре служебных собак.
Общие правила для воспитания и обучения полицейских собак
1. Прежде, чем заняться воспитанием собаки, необходимо в самом себе развить самообладание, дабы в минуту нетерпения или недовольства не потерять результата труда целой недели.
2. Предварительно обучения собаки следует изучить естественную и духовную жизнь ея, в особенности же, историю развития породы, к которой принадлежит ученик.
3. Молодость не имеет добродетелей; не имеет достаточной зрелости, чтобы действовать из чувства долга. Это относится в равной мере и к людям и к собакам. Щенка воспитывают; обучать же можно только умственно и физически зрелую собаку. 7 одной зрелость наступает раньше, у другой -позже. Случается, что собака, играючи, совершенно неожиданно выучивается всему, чего в продолжение многих недель не могла усвоить.
4. Мать, тебя воспитавшая, учитель, тебя учивший, и унтер-офицер, совершенствовавший тебя, - все они должны были терпеливо бороться с твоими слабостями; упражняйся же, учись терпению ежедневно, ежечасно с твоей собакой. Ибо она - животное, лишенное речи, средства быть понятым, средства, дающее человеку умственное превосходство над животным.
5. Твое тело и дух не всегда одинаково готовы и способны переносить напряжения и учебную работу, помни: это относится и к собаке - не насилуй ея воли, ея сознания. Только от вполне воспитанной, вышедшей из младенческого возраста и здоровой собаки можно и должно требовать подавления своего настроения и умения владеть собой.
6. Кнутом, палкой и розгой можно воспитать послушного себе раба, но не верного, охотно работающего товарища, готового разделить с тобой опасность и рисковать своей жизнью.
7. При воспитании, обучении и ведении полицейской собаки употребляй свисток, резко отличающийся от свистков мальчишек и других людей, дабы приучить собаку слушаться лишь определенного свистка. Наилучшим для бела будет введенный многими полицейскими управлениями "двутонный полицейский сигнальный свисток".
8. Воспитывай себя и твою собаку так, чтобы она считала наказанием, если ты с нею строго или совсем не говоришь, если ты ее не ласкаешь или не обращаешь на нее внимания.
9. Развивай в ней сознание долга, упражняя ее каждый день в повиновении твоей воле, порабощая ея волю.
10. Делись своими впечатлениями и наблюдениями при обучении и употреблении полицейских собак с собратьями, пространно печатая их в журнале "Вестник Полиции", дабы другие могли ими воспользоваться.
11. Наставления к обучению собак выведены из опыта практиков. Но они не являются непогрешимыми, почему необходимо принять в соображение свой темперамент, личные качества, темперамент собаки, ея возраст, пол, породу, ея наследственные предрасположения, могущие дать часто невольные уклонения. Надо помнить, что "Дрессировка есть пробный камень психологии животных".
В процессе общения человек как бы интеллектуально подтягивает собаку до определенного уровня, выше которого она шагнуть не может ввиду уже чисто физиологических и психологических ограничений. Однако даже в тех рамках общения, которые доступны человеку и собаке, последняя демонстрирует прекрасные способности, которые мы воспринимаем как естественные вещи. Известно, что собаки, воспитанные в питомниках до определенного возраста, теряют способность к адаптации или эта адаптация ограниченна. Считается, что собака, взятая примерно в месячном возрасте, воспринимает людей как членов стаи. С другой стороны, очень ранний отъем от матери приводит к тому, что у собаки возникают конфликты с сородичами - собака не воспринимает себя собакой. Очень важно поэтому знать возрастные периоды в жизни собаки и в соответствии с этим строить стратегию воспитания и дрессировки собаки.
Все типы дрессировок находятся в диапазоне от принуждения с подавлением воли собаки до игровых, построенных на доверии и уважении к собаке. Для разных пород существуют различные методы воспитания. Так, догообразные собаки в большинстве своем требуют твердой руки и подавления воли. Справедливости ради надо заметить, что, как уже отмечалось в этой книге, и в немецкой овчарке тоже течет кровь догообразных. Однако мы знаем, что больше чем две трети овчарок обладают стабильной склонностью к дрессировке и показывают хорошие результаты на соревнованиях, где требуется точность, скорость и сообразительность. Главное, сколько труда и терпения затратит человек на своего питомца. Все затраты сторицей окупятся не только для собаки, но и для хозяина. С возрастом собаки становятся "умнее". На самом деле, они очень хорошо приспосабливаются к хозяину. С такими собаками очень интересно общаться. За это мы их любим. Поговорите с любым собаководом, он расскажет вам много интересного о своем друге. Большинство людей воспринимают собак как эстетическую ценность. Собаки обогащают человека, расширяют границы восприятия. Если ваш ребенок просит купить ему щенка, сделайте это. В детстве да и в зрелом возрасте большинство людей одиноки. Собаки скрадывают это одиночество. Помогают его преодолеть. Найти контакт с миром. У некоторых людей любовь к животным перерастает в профессию. Большинство энтузиастов добиваются прекрасных результатов в собаководстве, потому что они занимаются этим с увлечением.
|