Известно, что существуют разнообразные определения и критерии языка, выбор которых может зависеть от задачи, стоящей перед исследователем. Рассмотрим, каким критериям должно удовлетворять поведение животного, чтобы можно было считать его действительно овладевшим языком-посредником.
Ключевые свойства языка (по Ч. Хоккету). В связи с проблемой усвоения антропоидами языков-посредников получили известность критерии языка, предложенные американским лингвистом Ч. Хокке-том (Hockett, 1958; см. также: Резникова, 2000). Согласно его представлениям, язык человека обладает семью ключевыми свойствами, часть которых присуща и естественным языкам животных. При анализе «лингвистических» навыков обезьян наиболее важны следующие свойства языка: семантичность, продуктивность, перемещаемость и культурная преемственность (см. ниже).
Виды языков-посредников. На разных этапах изучения проблемы обезьян обучали ряду искусственных языков. Основная часть экспериментов перечислена в табл. 1. Все использованные языки-посредники были построены по правилам английской грамматики, но в качестве «слов» в них использовались разные элементы.
Ачслен (AMerican Sign LANguage)— язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые в США.
Йеркиш, в отличие от амслена, создан специально для экспериментов, а в качестве «слов» в нем используются особые значки-лек-сиграммы (см. 2.9.2), которые обезьяна выбирает на клавиатуре, а затем может видеть на экране компьютера. Еще один вариант йерки-ша, когда обезьяна получает устные инструкции, а отвечает на них с помощью знаков.
Обучение обезьян и амслену, и йеркишу было успешным. Успех был обеспечен тем, что использованные методы были вполне адекватны для выяснения вопроса, в какой мере такой язык может стать средством коммуникации обезьяны и человека, а также обезьян между собой.
1. Основные программы обучения антропоидов языкам-посредникам
Тип «языка» |
Авторы |
Животные |
Полученные результаты | |
Язык жестов (амслен) |
Gardner, Gardner, 1969; 1985 |
шимпанзе Уошо, Моджа, Дар и Тату |
использование знаков амслена для обозначения новых предметов; степень отвлеченности используемых символов | | | | | |
Fouts et al., 1975; 1984; 1989 |
шимпанзе Люси |
тест на способность к категоризации | | |
шимпанзе Элли |
«перевод» с английского на амслен | | | |
шимпанзе Бруно, Коко, Буи, Лулис и др. | |
общение на амслене между обезьянами | |
Patterson, 1978 Terrace, 1979 |
горилла Коко |
словарь более 500 знаков | |
шимпанзе Ним |
анализ понимания фраз | | | | |
Пластиковые символы на магнитной доске |
Premack D., 1972; 1983; 1994 |
шимпанзе Сара |
составление сложноподчиненных предложений, построение аналогий | |
Язык «йеркиш» |
Rumbaugh, et al., 1973; 1984; 1991 |
шимпанзе Лана |
понимание и построение предложений | |
шимпанзе Шерман, Остин |
способность к символизации | |
Savage-Rumbaugh, et al., 1984; 1993; 1998 | |
шимпанзе (бонобо) Кэнзи, Панбониша |
спонтанное понимание устной речи | |
|