К настоящему времени накоплены разнообразные и многочисленные, но разрозненные данные о мышлении животных. Они получены в разных лабораториях, с помощью весьма разнообразных тестов. Единая классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, практически отсутствует. Для восполнения этого пробела ниже приведена классификация существующих ныне тестов для изучения мышления животных (Зорина, 1997), которой мы в дальнейшем будем пользоваться.
I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе
1. Достижение приманки, находящейся в поле зрения, но недоступной: |
2. Поиск приманки, исчезающей из поля зрения: 1) экстраполяция направления движения пищевого стимула; |
3. Экстренное выявление дискретного изменения положения (перемещения) приманки в ряду позиций: тест Ревеша— Крушинского |
1) преодоление преграды или выбор обходного пути; |
2) достижение приманки с помощью орудий |
2) оперирование пространственно-геометрическими признаками |
II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков
1. Выбор нового пути в лабиринте: |
2. «Сотрудничеств» при добываниии корма: |
3. Выбор стимула, ранее связанного |
4. «Доставание банана» голубями |
1) отыскание пути в трехлучевом лабиринте; |
1) наблюдения в природе;
2) совместные манипуляции для добычи приманки |
с большим количеством подкрепления | |
2) выбор короткого пути в лабиринте |
III. Выявление общего алгоритма
1. Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке |
2. Формирование установки на обучение |
IV. Обобщение и абстрагирование
1. Обобщение абсолютных признаков |
2. Обобщение относительных признаков |
3. Формирование «естественных» понятий |
4. Формирование довербальных понятий |
5. Использование символов |
У. Операции логического вывода
1. Построение аналогий |
2. Транзитивное заключение |
VI. «Социальное сознание» (Social Cognition)
1. Самоузнавание в зеркале |
2. «Перемена ролей» |
3. Преднамеренный обман |
В этой главе приводятся наиболее известные методы изучения тех форм рассудочной деятельности животных, которые связаны с экстренным улавливанием принципа задачи (!) и экстренной реорганизацией независимых навыков (И). Решение на основе выявления общего алгоритма при многократном предъявлении серии однотипных задач (III) были рассмотрены в гл. 3, а проблемам обобщения и абстрагирования (IV) посвящена гл. 5.
|