Условные и безусловные рефлексы. Механизм образования условных рефлексов. Торможение.

Если бы не было торможения, возбуждение рассеивалось бы по всей коре, вследствие чего мозг был бы неспособен выделить нужную информацию и выработать необходимую «команду». Вместе с тем, процесс иррадиации (рассеивания) возбуждения полезен, так как при этом в действие вовлекаются и другие участки мозга, ответственные за восприятие других раздражителей. Так, звуки музыки (раздражи­тель) через рецепторы слухового аппарата вызывают раздражение участков коры мозга, ответственных за восприятие звуков (мы слы­шим музыку). Одновременно волна возбуждения распространяется по коре мозга, затрагивая другие зоны (например, зрительную), воз­никают дополнительные ощущения: звуки музыки вызывают в вооб­ражении зрительные картины, т. е. зрительные ассоциации. Недаром легко возбудимые люди обладают так называемым ассоциативным мышлением. У них одна картина легко вызывает другую, третью и т. д. Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем. Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.

Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угаса­нием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах и др.

У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых, Именно поэтому трудно отучить детей от вредных привычек. Угаса­ние лежит в основе забывания. Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значе­ние. Благодаря этому организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях и др. делал бы человек без угасательного торможения.

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Например: как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивает рукой, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему возрасту (и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Дифференцирование сходных условных раздражителей позволяет благодаря дифференцированному торможению выделить сигнально зна­чимые для нас признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков.

Запредельное торможение - возникает в коре в тех случаях, ког­да сила раздражителя превосходит функциональные возможности, ка­кими к четка обладают в момент действия раздражителя, превышает предел их работоспособности. Оно может возникнуть и при длитель­ном действии раздражителя.

Необходимо помнить, что предел работоспособности клеток коры не является постоянной величиной, он зависит от типа высшей нерв­ной деятельности, общего состоянии организма, режима питания, содержания пищи, наличия в ней витаминов, продукции гормонов. В обыденной жизни человека запредельное торможение можно на­блюдать в состоянии подавленности, которое появляется в момент переживания тяжелых событий в личной жизни человека, а также в фазе сонного торможения, наступающего при длительно дейст­вующих слабых раздражителей (стук колес поезда, шум ветра, вьюги, монотонный шум дождя, монотонная скучная лекция и т. д.).

Значение запредельного торможения. Подобно другим формам тор­можения, например, сна, переход отдельных очагов коры в торможе­ние предохраняет эти очаги от непосильной для клеток коры затраты энеыргетических ресурсов. Этим самым запредельное торможение вы­полняет охранительную функцию.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 

 

Рукокрылые

Рукокрылые единственные из зверей овладели истинным, машущим полётом. Происхождения древнего: миллионов 60 – 70 назад ,у каких – то первобытных древесных насекомоядных развились сначала летательные перепонки по бокам тела, которые затем были преобразованы эволюцией в настоящие машущие крылья.

Селекция

Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, и размножать лучшие из них. Многие растения возделывались за 10 тысяч лет до нашей эры. Селекционеры создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, бахчевых культур.

Синапсы

Простейшая реакция нервной системы на внешний раздражитель - это рефлекс. Прежде всего, рассмотрим строение и физиологию структурной элементарной единицы нервной ткани животных и человека - нейрона. Функциональные и основные свойства нейрона определяются его способностью к возбуждению и самовозбуждению.