Представления Ладыгиной-Котс о наличии у животных элементов мышления нашли многообразные подтверждения. Однако вопрос о степени сходства психики шимпанзе с человеческой существенно пересмотрен. Не подлежит сомнению, что пропасть между возможностями их психики не столь глубока, как считалось прежде. Даже по уровню понимания речи человека и овладения его языком шимпанзе все же достигают уровня двухлетнего ребенка.
В заключение остается упомянуть еще об одном направлении более поздних исследований, которое способствовало развитию взглядов Н. Н. Ладыгиной-Котс на эволюцию мышления. Она считала, что определение интеллекта обезьян, данное Г. 3. Рогинским (1948), нуждается в одном существенном уточнении. По ее мнению, «о наличии интеллекта может свидетельствовать установление лишь новых адаптивных связей в новой для животного ситуации» (Ладыгина-Котс, 1963, с. 310). Эта сторона мышления животных стала объектом интенсивных исследований Л. В. Крушинского и его сотрудников (см. гл. 4 и 8).
Итак, значение работ Н. Н. Ладыгиной-Котс состоит в том, что:
♦ впервые был проведен эксперимент по воспитанию детеныша шимпанзе в «развивающей среде»;
был описан онтогенез поведения шимпанзе, сопоставлены особенности познавательной деятельности приматов и человека;
показано наличие у шимпанзе способности к обобщению и абстрагированию как одной из основных характеристик элементарного мышления;
разработан и введен в практику важнейший современный метод исследования психики животных — обучение «выбору по образцу»;
проведено сравнительное исследование орудийной и конструктивной деятельности приматов;
сделан вывод о наличии у животных зачатков мышления как предпосылки мышления человека.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|