Анализируя знаки естественного языка человека, выделяют следующие их свойства : двусторонность, изменчивость, конвенциальность (соответствие договорённости), консервативность (стабильность), обусловленность, преднамеренность. Двусторонность знака - наличие в нём плана содержания и плана выражения. Изменчивость, конвенциальность и консерватизм знака связаны с его социальной природой. Для того, чтобы знак был понят, он должен изменяться в оговоренных обществом пределах. Обусловленность знака определяется его принадлежностью к знаковой системе; “содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в её основе конвенцией. Преднамеренность знака заключается в том, что он имеет целенаправленную природу, он специально используется для передачи определённого смысла”, - пишет отечественный лингвист Б.Норман.
В более широком смысле этого понятия , знак - “объект, выступающий аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его в процессе общения или передачи сообщения. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное достижение цели. Знак тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации как символ, художественный образ, культурный код.
Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика. Объект, заместителем которого выступает знак, называется его денотатом - знак является именем этого объекта. Информация, которую сообщает знак, является его значением (содержанием, смыслом). Знак выступает аналогом не только какого-либо объекта, но и общепринятого представления об этом объекте или классе объектов, он может вообще не иметь предметного аналога, выражая абстрактное понятие или объект, в действительности не существующий (“единорог”). В процессе функционирования в человеческом общении знак может получать дополнительные значения (коннотации), зачастую весьма объёмные и отвлечённые (так, слово “красный” означает не только цвет, но и определённую политическую принадлежность), носящие ассоциативный характер и локализующиеся в самых разных культурных общностях (этнических, профессиональных, семейных и др.). Помимо предметного и смыслового значения знак может иметь также экспрессивное значение - выражать при употреблении определённые чувства, эмоции, настроения”.< .>
“Исключая те случаи, когда знак похож на обозначаемый объект (таковы иконические знаки), ”означение и понимание знака целиком и полностью обусловлено знакомством индивида с существующими конвенциями, его “словарным запасом”. < .> Один и тот же знак в разных субкультурах может пониматься по-разному .Смысл знака косный, отношения знака и смысла всегда имеют переносное значение, “несмотря на многочисленность и многообразие, они всегда метафоричны , то есть определённым образом унифицируют, искажают действительность, объединяя феноменальные объекты и значения под одним и тем же именем”. < .>
“Знак может быть не только элементом знаковой системы (языка), но и элементом знаковой последовательности (текста). При этом применение и смысл знака обусловлены также его связями с другими элементами (знаками) текста, обеспечивающими смысловую цельность текста. < .>
Знак-индекс, иконический знак, знак-символ
( от лат. индекс- указатель; гр. эйкон - образ; гр. симболон - половинка монеты, знак принадлежности к “своим”) - классификация отношений между
означаемым и означающим компонентом знака ( или, иными словами, отношений между планом содержания и планом выражения знака) по двум признакам: смежность/сходство действительность/предписанность. Американский логик Ч.С.Пирс классифицировал отношения между формой и содержанием знака тремя способами. В зависимости от сочетания этих признаков, в знаке можно выделить три полюса: знак-индекс, знак-икона и знак-символ . “Смежность обоих компонентов знака [имеется в виду означаемое и означающее] действительна, фактична в индексальном знаке, но навязана, предписана в знаке-символе. В иконическом знаке, присущее ему действительное, фактическое сходство находит свой логически предсказуемый коррелят в предписанном сходстве, характерном для “искусства”, и именно по этой причине, встраивается в целое, которое теперь уже навсегда является четырехчастным единством семиотических способов образования знака”.
|