В наши дни, в контексте проекта изучения генома человека и техники генной инженерии, позитивная евгеника получила иной смысл: предполагаемая (в будущем) пересадка генов ради повышения физических и умственных способностей, теперь уже любого человека. Отношение к перспективам новой позитивной евгеники стало одной из трех основных тем обсуждения на генетической части представительного Симпозиума по социальным и этическим последствиям проекта "Геном человека" в Национальном институте здоровья США в июне 1991 г. Обсуждая планы позитивной евгеники, я напомнил о том, что механизмы включения генов у человека остаются загадкой, и указал на высокий иерархический статус адаптивных признаков: сдвиг по одному такому признаку влечет за собой изменение широкого спектра коррелированных признаков. (Четвертьвековой отбор пушных зверей на неагрессивное поведение в эксперименте Д.К.Беляева привел к существенному принципиально непрогнозируемому коррелированному эволюционному ответу.) Между тем вопрос о выявлении таких корреляций остается вне поля зрения генных инженеров – новых евгенистов.
Заключая, добавлю, что полномасштабную историю русской медицинской генетики начал готовить Иван Иванович Канаев, ученик Филипченко, но не завершил этот труд. Важный обзор с библиографией в 149 названий опубликовал Владимир Павлович Эфроимсон [44]. Примечания
1. Переиздание статей Меллера по социальным приложениям биологии: Man's future birthright: Essays on science and humanity by H. J. Muller. Ed. E.A.Carlson. Albany, 1973.
2. Muller H.J. Out of the night. A biologist's view of the future. Vanguard, New York, 1935 (репринт: Garland, N.Y.-L., 1984).
В советской России Меллер использовал любую возможность, чтобы заявить о своих взглядах. Например, его вступительная статья, предваряющая перевод книги: Дж.Б.С.Холден. Факторы эволюции. Биомедгиз, 1935 (из которой издательский редактор изъял почти всю заключительную главу из-за "спорных и подчас неверных суждений по общефилософским вопросам"), начиналась разъяснением сродства эволюции Дарвина и философии Маркса и Энгельса и заканчивалась указанием на философский материализм и евгенику: ":логически мыслящий человек, в особенности читатель в рабочем обществе, :найдет в современных фактах биологической эволюции прочнейшую основу материализма в естественных науках, а также богатый материал для будущей организации сознательного контроля человека не только над глубочайшими процессами в подвластных ему животных и растениях, но даже и над процессами его собственной биологической природы" (с. XXVII).
См. также статью "Lenin's doctrines in relation to genetics" в сб. Памяти В.И.Ленина Сборник статей к 10-летию со дня смерти. 1924-1934. (М.-Л., 1934, с. 565-579), которую Меллер посвятил философским ошибкам в развитии концепции гена и критике У.Бэтсона, К.Пирсона, У.Касла и особенно Т.Моргана за идеализм, грубый механицизм и консервативное направление мысли. Впоследствии в речи с характерным названием "Русская культурная инквизиция", произнесенной 15 ноября 1949 в Хантер Колледж, М+ллер назвал эту статью "печальной попыткой" и отрекся от былых стараний приложить "все хорошее, что он нашел в диалектике", к принципам генетики (см.: Carlson E.A. Genes, radiation, and society. The life and work of H.J.Muller. Ithaca, 1981, p. 225).
3. Это утверждение уместно обсуждать в качестве эмпирического обобщения относительно биологических и социальных систем (см. В.Чалидзе. Иерархический человек. Социобиологические очерки. Бенсон, 1989). Однако оно не обязательно автоматически переносится на любой аспект рассмотрения иерархий в жизни человека. Ср. представления В.В. Кандинского о принципиально ином предмете, иерархии духовных иерархий, в рассуждениях о "духовном треугольнике" (В.В. Кандинский. О духовном в искусстве. Нью-Йорк, 1967).
4. Babkoff V. Gauze (G.F.) Dictionnaire du Darwinisme et de l'Evolution. Dir. P. Tort. Paris, 1996, t. "A-E", p.1808-11.
5. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. L., Macmillan, 1883, 387 pp. Ранние работы Гальтона по наследованию таланта, психических и физических свойств человека: Hereditary talent and character (Macmillan's Magasine, June, August 1865, p. 157-166; 318-327); Hereditary genius: an inquiry into its laws and consequences (L., Macmillan, 1869, 390 pp.; перевод: Фрэнсис Гальтон. Наследственность таланта. Ее законы и последствия. СПб., 1875, 313 с.).
|