При таком определении жизни отпадает спор вокруг бесклеточных организмов – вирусов: куда их отнести к живым или не живым, так как они не имеют обмена веществ, традиционной системы размножения, роста, развития. Оказывается не это главное, а первостепенное наличие генетической информации, которая реализуется в организм лишь при определенных условиях. При проникновении вирусов в чужеродную клетку, они используют её биологические системы для создания множества своих тел. Именно создания, а не размножения, поскольку ведется копирование вирусных частиц, их умножение, а не размножение в традиционно принятом в биологии понимании этого термина.
Однако для полноты философского осмысления явления жизни необходимо выяснить и такие категории как сущность жизни, цель жизни, смысл жизни. Под сущностью в философии понимается внутренне содержание объекта, выражающееся в единстве всех его качеств, свойств, особенностей, признаков.
В таком понимании сущность жизни заключается в основном её свойстве – сохранении себя и продолжения рода своего, т. е. продолжение существования генетической информации в целом, а не отдельных индивидуумов, видов, родов, классов. Одни виды исчезают - другие появляются, а жизнь существует. И так продолжается пока имеются соответствующие условия.
Цель жизни как активное действие, направленное на достижение определенных результатов, состоит в использовании свободной энергии в окружающей среде для своего бытия и увеличении при этом энтропии, как меры равновесности среды. Таким образом, жизнь превращает потенциальную энергию среды в кинетическую. И другой цели у неё нет.
Что касается смысла жизни в большом понимании этого слова, то его не существует. Смысл, как философская категория, заключается в идеальном содержании, в идеальном предназначении жизни, в вечности идеи, чего в природе не имеется. Однако в быту людей “смысл жизни” понимается несколько по иному и проявляется на уровне индивидуумов. Как говорится в одной пословице – “каждый видит смысл в своем: кто в лодке, кто в водке, а кто в молодке,”. Каждый творит то, на что способен. А способности предопределены.
Это значит, что как способ существования наследственной информации, так и форма её реализации предопределены объективными законами развития жизни. Разница только в том, что способ существования генетической информации универсальный, т.е. одинаковый для всех живых существ. Что же касается формы, то она зависит от конкретных генов, которыми обладают организмы. Это значит что и форма тоже предопределена, т.е. детерминирована генотипом, под которым понимается сумма генов, каковыми обладают организмы.
“Предопределение” как философская категория до сих пор имеет лишь религиозное определение – “божественная детерминация свойств человека”. В соответствии с существованием генетической информации, “предопределение” можно обозначить как наличие объективных законов реализации наследственных молекул (ДНК, РНК) в строго определенные признаки, свойства, особенности, качества организмов. Именно эти молекулы предопределяют и весь онтогенез организма, т.е. все этапы индивидуального развития от оплодотворения до смерти.
Что касается общего определения категории “предопределение”, то ее можно обусловить как реализация, какого либо явления в соответствии с действием объективных законов. В мире все предопределено и даже если что-то реализуется случайно, то за это все равно ответственны какие то объективные законы. Но это совсем другой вопрос, поэтому не будем на нем останавливаться.
Остановимся на иной составляющей реализации предопределенности. Дело в том, чтобы реализовалась генетическая информация необходимы и соответствующие факторы внешней среды. Они выполняют свойственные им функции.
Ведут естественный отбор. Это значит, что если генотип родившегося организма не соответствует данным условиям, он погибает, а вместе с ним и его генотип, который не сможет реализоваться в потомках.
Изменяют генетическую информацию за счет мутаций, т.е. создают новые варианты гена или вообще новые гены.
Но главное, для данной темы это то, что они регулируют работу генов, включая их в работу или выключая из неё.
Так если ребенка не научить говорить в возрасте от двух до пяти, то потом не удастся научить его никогда. Когда-то, один из индийских шахов, решил узнать, на каком языке говорит аллах. Для этого он приказал не говорить с ребенком со дня рождения до взрослого состояния. И что же? Аллах оказался безмолвным.
Это говорит о том, что для реализации генетической информации необходимы соответствующие условия. Что бы определить, есть ли у человека талант полководца, необходима война. Без неё Александр Македонский был бы малоизвестной исторической личностью. Подобно этому реализуются и другие особенности личности. Ни В.А.Моцарт, ни Н. Паганини не смогли бы реализовать своих генетических свойств, не имея музыкального окружения. Разница лишь в том, что генетические дарования В.Моцарта совершенствовались без принуждения, в то время как для Н.Паганини были применены его отцом жесткие меры принуждения к постоянной игре на скрипке. Северные народы России не знали никакого алкоголизма, пока русские купцы не завезли туда “огненную воду”.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|