Секреты биологических часов человека. Наша способность времявосприятия и его природа

Речь идет о людях рискованных профессий.

«В 1976 году экипаж летчика-испытателя Марины Лаврентьевны Попович во время полета на Ан-12 по маршруту "Москва-Горький-Ахтубинск" попал в крайне опасную ситуацию: внутри грузового отсека разгерметизировался топливный бак от МиГ-29, на пол разлилось около 4 тонн керосина. Самолет превратился в большую летающую бомбу, готовую взорваться от любой искры. И в этот момент Ан-12 попал в мощный грозовой фронт; яркие вспышки молний окружили беззащитный самолет буквально со всех сторон . В этот-то момент все 12 человек экипажа почувствовали, что их самолет как бы застыл в воздухе, время на борту вдруг замерло .» [1].

«У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка Галлая, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все же произошел. В книге "Испытано в небе" он так описывал это летное происшествие: "Откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени . Снизу в кабину пополз едкий сизый дым . Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограничено, сколько потребуется, расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!" Заметьте, испытатель пишет "кажется", хотя тут же утверждает, что за считанные секунды сумел проделать огромное количество дел . Спустя много лет, в декабре 1996 года, в разговоре с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать - испытывал ли он за годы своей богатой летной практики впоследствии что-либо подобное, а если да - то сколько примерно раз. "Да раз десять, - был ответ, - наверное, многие летчики, особенно испытатели, сталкиваются с этим не единожды! "» [1].

«Летом 1993 года во время воздушного парада на авиабазе Фейрфорд на западе Англии столкнулись в воздухе два истребителя МиГ-29 (почему-то в нашем расследовании марка этого самолета встречается гораздо чаще других). Пилотам для принятия решения и для действий по катапультированию времени осталось меньше мгновения ["РГ" 14.08.1993]. Однако оба - Сергей Тресвятский и Александр Бесчастный - использовали свое мгновение "до конца": оба остались живы и здоровы .» [1].

1989 год. По телевидению показали короткие для нас кадры (всего в 3-4 секунды), на которых у летящего на минимальной скорости на высоте 92 м вблизи зрительских трибун аэродрома Ля Бурже под Парижем, у нашего МиГ-29 вдруг отказывает двигатель (из-за попадания в него птицы), самолет клюет носом в землю, дает крен вправо, уходит в сторону от людей и взрывается на земле.

Времени у пилота для спасения самолета от падения на головы сотен зрителей не было так же, как и для спасения него самого. Летчик катапультировался в последнее мгновение и на высоте 16 м он все еще находился в кресле с нераскрытым парашютом. Данные события происходили, согласно показаниям "черного ящика", в 13 часов 44 минуты 00 секунд 8 июня 1989 года. Эта же запись впоследствии показала, что летчик-испытатель - Анатолий Квочур за секунду до катапультирования успел сделать так много операций по управлению неисправным самолетом, что в нормальной обстановке на это могли бы уйти минуты. А рассказ, который провел затем пилот, чтобы дать оценку и анализ своим действиям во время катастрофы, занял вообще несколько часов: " .Отчетливо увидел, как почему-то медленно стали сминаться, пошла гофром носовая часть фюзеляжа, как ударил огонь, но взрыва не слышал. Наверное, потому, что в эти секунды старался сгруппироваться, чтобы как-то смягчить неизбежный удар о землю . После взрыва самолета - кстати, он показался мне как бы растянутым во времени и беззвучным, как в немом кино, - ударная волна пошла в стороны и вверх. Она-то и развернула меня так, что ноги оказались вверху, и я довольно здорово приложился к земле спиной, на мгновение отключился, но сразу пришел в себя ."

Трагедия повторилась спустя ровно 10 лет и вновь на французском авиасалоне Ля Бурже, где разбился российский Су-30МК, из которого только в самый последний момент на такой же минимальной высоте успели выпрыгнуть оба наших пилота. Та же история с затянутыми ощущениями времени у пилотов повторилась снова.

У летчиков, работа которых сопряжена с большим риском, таких случаев была масса, в том числе и во время ведения ими воздушных боев.

И вообще ситуации на войне, где смерть преследует по пятам и может настигнуть в любой момент, аналогичные события происходят со всеми бойцами – участниками конфликта.

Но война, войной…, а случаи замедления времени были отмечены и водителями (и пассажирами) на автодорогах, при возникновении опасных аварийных ситуаций, а также при возникновении аварийных ситуаций на производствах.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Рукокрылые

Рукокрылые единственные из зверей овладели истинным, машущим полётом. Происхождения древнего: миллионов 60 – 70 назад ,у каких – то первобытных древесных насекомоядных развились сначала летательные перепонки по бокам тела, которые затем были преобразованы эволюцией в настоящие машущие крылья.

Селекция

Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, и размножать лучшие из них. Многие растения возделывались за 10 тысяч лет до нашей эры. Селекционеры создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, бахчевых культур.

Синапсы

Простейшая реакция нервной системы на внешний раздражитель - это рефлекс. Прежде всего, рассмотрим строение и физиологию структурной элементарной единицы нервной ткани животных и человека - нейрона. Функциональные и основные свойства нейрона определяются его способностью к возбуждению и самовозбуждению.