Речь идет о людях рискованных профессий.
«В 1976 году экипаж летчика-испытателя Марины Лаврентьевны Попович во время полета на Ан-12 по маршруту "Москва-Горький-Ахтубинск" попал в крайне опасную ситуацию: внутри грузового отсека разгерметизировался топливный бак от МиГ-29, на пол разлилось около 4 тонн керосина. Самолет превратился в большую летающую бомбу, готовую взорваться от любой искры. И в этот момент Ан-12 попал в мощный грозовой фронт; яркие вспышки молний окружили беззащитный самолет буквально со всех сторон . В этот-то момент все 12 человек экипажа почувствовали, что их самолет как бы застыл в воздухе, время на борту вдруг замерло .» [1].
«У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка Галлая, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все же произошел. В книге "Испытано в небе" он так описывал это летное происшествие: "Откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени . Снизу в кабину пополз едкий сизый дым . Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограничено, сколько потребуется, расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!" Заметьте, испытатель пишет "кажется", хотя тут же утверждает, что за считанные секунды сумел проделать огромное количество дел . Спустя много лет, в декабре 1996 года, в разговоре с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать - испытывал ли он за годы своей богатой летной практики впоследствии что-либо подобное, а если да - то сколько примерно раз. "Да раз десять, - был ответ, - наверное, многие летчики, особенно испытатели, сталкиваются с этим не единожды! "» [1].
«Летом 1993 года во время воздушного парада на авиабазе Фейрфорд на западе Англии столкнулись в воздухе два истребителя МиГ-29 (почему-то в нашем расследовании марка этого самолета встречается гораздо чаще других). Пилотам для принятия решения и для действий по катапультированию времени осталось меньше мгновения ["РГ" 14.08.1993]. Однако оба - Сергей Тресвятский и Александр Бесчастный - использовали свое мгновение "до конца": оба остались живы и здоровы .» [1].
1989 год. По телевидению показали короткие для нас кадры (всего в 3-4 секунды), на которых у летящего на минимальной скорости на высоте 92 м вблизи зрительских трибун аэродрома Ля Бурже под Парижем, у нашего МиГ-29 вдруг отказывает двигатель (из-за попадания в него птицы), самолет клюет носом в землю, дает крен вправо, уходит в сторону от людей и взрывается на земле.
Времени у пилота для спасения самолета от падения на головы сотен зрителей не было так же, как и для спасения него самого. Летчик катапультировался в последнее мгновение и на высоте 16 м он все еще находился в кресле с нераскрытым парашютом. Данные события происходили, согласно показаниям "черного ящика", в 13 часов 44 минуты 00 секунд 8 июня 1989 года. Эта же запись впоследствии показала, что летчик-испытатель - Анатолий Квочур за секунду до катапультирования успел сделать так много операций по управлению неисправным самолетом, что в нормальной обстановке на это могли бы уйти минуты. А рассказ, который провел затем пилот, чтобы дать оценку и анализ своим действиям во время катастрофы, занял вообще несколько часов: " .Отчетливо увидел, как почему-то медленно стали сминаться, пошла гофром носовая часть фюзеляжа, как ударил огонь, но взрыва не слышал. Наверное, потому, что в эти секунды старался сгруппироваться, чтобы как-то смягчить неизбежный удар о землю . После взрыва самолета - кстати, он показался мне как бы растянутым во времени и беззвучным, как в немом кино, - ударная волна пошла в стороны и вверх. Она-то и развернула меня так, что ноги оказались вверху, и я довольно здорово приложился к земле спиной, на мгновение отключился, но сразу пришел в себя ."
Трагедия повторилась спустя ровно 10 лет и вновь на французском авиасалоне Ля Бурже, где разбился российский Су-30МК, из которого только в самый последний момент на такой же минимальной высоте успели выпрыгнуть оба наших пилота. Та же история с затянутыми ощущениями времени у пилотов повторилась снова.
У летчиков, работа которых сопряжена с большим риском, таких случаев была масса, в том числе и во время ведения ими воздушных боев.
И вообще ситуации на войне, где смерть преследует по пятам и может настигнуть в любой момент, аналогичные события происходят со всеми бойцами – участниками конфликта.
Но война, войной…, а случаи замедления времени были отмечены и водителями (и пассажирами) на автодорогах, при возникновении опасных аварийных ситуаций, а также при возникновении аварийных ситуаций на производствах.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|